Среда, 08.05.2024, 12:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск

Классный час по профориентации.

 

Тема: «Мир профессий, или какую дверь открыть?»

Цель: создание условий для осознания детьми важности проблемы профессионального выбора.

Задачи: расширить знания учащихся о современных профессиях, стимулировать нравственные мотивы выбора профессии; вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию.

Подготовительная работа: подготовить материал и коротко рассказать об интересующей профессии и о том, где её можно получить.

Оформление помещения.

 

На доске:

 

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» (А.П. Чехов)

«Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать…..» (Л.Н. Толстой)

 

 

Классный руководитель.  Ребята, скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего – в мире более 55 тысяч профессий. Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока ещё не интересует?  (Ответы учеников)   

Классный руководитель.  Чтобы человеку было легче ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

1. Человек – природа.

2. Человек – техника.

3. Человек – человек.

4. Человек – знаковая система.

5. Человек – художественный образ.

 

Сейчас вы будете работать по группам.(5 групп) и постараетесь за определённое время (5 минут) подобрать как можно больше профессий определённого типа. (первая группа – «человек – природа, вторая группа – «человек – техника» и т. п.)

Время истекло. Давайте послушаем ваши ответы.

 

Примерные ответы учащихся:

1. Ветеринар, агроном, зоотехник, эколог и т. п.

2. Водитель, инженер, электрик, строитель и т. п.

3. Учитель, журналист, продавец, парикмахер, воспитатель и т. п.

4. Бухгалтер, экономист, программист и т. п.

5. Художник, актёр, режиссёр, фотограф, композитор, артист и т. п.

 

 Классный руководитель. Спасибо. Все эти профессии вам знакомы. Это профессии ваших родителей или родственников. Но в мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя, знаете ли вы некоторые из них. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.

1. Логист:

  а) тот , кто занимается логикой;

  б) специалист по организации транспортировки продукции;

  с) организатор конференций и научных саммитов.

2. Вебмастер:

  а) тот, кто работает на компьютере;

  б) разработчик программ;

  с) разработчик проектов сайтов.

3. Маркетолог:

  а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;

  б) специалист по изучению рынка;

  с) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

4. Франдрайзер:

  а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;

  б) фанат, которого нанимает «звезда»;

  с) специалист, изучающий пути развития предприятия.

 Правильные ответы.

1. Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование и курсы специализации.

2. Вебмастер – рвзработчик проектов сайтов. Спрос на профессию со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологичям в области экономики и управления.

3. Маркетолог – специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализая с 3-4 курса вуза. Спрос на профессию постоянно высокий, но приоритет отдаётся тем, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательное образование – экономическое, инженерно-техническое. В качестве маркетолога во многих торговых компаниях работают социологи.

4. Франдрайзер – тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по франдрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требуется целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Это дополнительное образование, которое нужно многим специалистам и организациям.

  Подсчитайте, сколько у вас правильных ответов. Если больше трёх, то мир современных профессий – ваш мир, вы ориентируетесь в этом потоке информации и стремитесь принимать решения о своём будущем на основе имеющейся информации. Если вы ответили правильно на два и менее вопросов, знайте, что есть много профессий, о которых вы не информированы. Вам необходимо проявить больше любознательности и постараться, пользуясь СМИ, Интернетом узнать больше, что сейчас требуется на рынке труда. Может, именно ваши таланты?

 

 

Информационный блок «Самый лучший выбор»

Классный руководитель: Итак, профессий в мире очень много, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

 Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трёх окружностей.
 

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо»попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.

 

Проблемная ситуация.

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у неё особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№1)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звёзд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но её нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3)

Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу». Что бы вы посоветовали Тане и Лене? (ответы детей)

 

Классный руководитель. А сейчас наши творческие группы познакомят нас с некоторыми интересными профессиями. Расскажут о требованиях к этим профессиям, информацию об учебных заведениях, в которых можно получить эти специальности.  Приветствуется творческое выступление группы.(варианты профессий: нотариус, специалист по связям с общественностью, специалист по ценным бумагам, стоматолог, механик и др. по выбору детей). Выступления учащихся.

Классный руководитель: спасибо, я думаю кто-то обязательно заинтересуется и воспользуется такой замечательной информацией. А сейчас ответьте на вопросы профи-теста. Вам понадобятся знания не только о профессиях.

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

    а) Джанни  Родари

    б) Агния Барто

    с) Сергей Михалков

2. Кто на съёмках кинофильма вместо актёра прыгает из окна третьего этажа дома?

     а) режиссер

     б) каскадёр

     с) сценарист

3. Где работает брокер?

    а) в банке

    б) на бирже

    с) на базаре

 

4. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

     а) физиотерапевт

   б) анестезиолог

   с) гипнотизер

5. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?

    а) автогонщик

    б) аквалангист

    с) космонавт

6. Как называется учёный, исследующий духовную культуру народа?

    а) культиватор

    б) культурист

    с) культуролог

7. Что делает визажист?

    а) визы

    б) макияж

    с) пластические операции

8. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

    а)адвокат

    б) нотариус

    с) прокурор

9. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

    а) провизор

    б) проректор

    с) продюсер

10. Как звучит одно из традиционных международных названий спортивного судьи?

    а) референт

    б) рефери

    с) рефлектор

 

 

Подведение итогов.

Каждый человек находит своё счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, c благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу. Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Что именно запомнилось? (ответы детей) Сегодня каждый из вас показал свои способности, но я думаю, что вы и дальше будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно-технического прогресса, старайтесь сделать больше и лучше. И тогда успех найдёт вас, и вы уверенно распахнёте нужную для вас дверь в этот удивительный мир – мир профессий!

Список литературы:

1.      Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2009.

2.      Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2010.

3.      Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009